ЭЛЕКТРОНИКА 18650 и другие аккумуляторы, обсуждения, наблюдения , рекомендации.....

Эта тема затрагивает вопросы связанные с аккумуляторами. Все кто имеет хоть какую практику в использовании аккумуляторов, прошу поделиться своими наблюдениями и замечаниями...
Начну с того что всё больше и больше "РУКОБЛУДОВ" используют аккумуляторы, вариантов исполнения которых бесчисленное множество...
Но пока ....
Выбор правильной аккумуляторной батареи 18650
1.
Не существует единого стандарта — нужно понимать, что её конструкция отличается от товара к товару.

2. Не все литий-ионные батареи 18650 подходят для вашей задачи — некоторые модели ориентированы на промышленность, другие на электронные сигареты, третьи на гаджеты и так далее.

3. Важнейшей характеристикой 18650 является параметр постоянного разряда (CDR), известный как сила тока.

4. CDR измеряется в амперах (А) и показывает скорость, с которой ток перетекает из батареи в устройство без перегрева.

5. Сопоставьте CDR с потребляемой мощностью на вашем устройстве (так же указано в амперах), чтобы узнать, какая батарея лучше вам подходит.

6. Если вы подберёте неправильный аккумулятор, то ячейка будет перегреваться и быстро деградирует в процессе работы.

7. Сильное расхождение в характеристиках приведёт к разрыву оболочки аккумулятора и пожару.

8. Чтобы избежать проблем, обращайте внимание на ёмкость 18650 (мАч) — у этого показателя прямая взаимосвязь с параметром CDR.

9. Чем выше ёмкость (мАч), тем ниже CDR — то есть менее мощные устройства (с низким уровнем силы тока) могут использовать более мощные аккумуляторы 18650 (с более высокой ёмкостью).

10. И наоборот, более мощные устройства (например, ноутбуки) должны использовать менее ёмкие аккумуляторы 18650.
В чём разница 18650-аккумуляторов по маркировке и химии?

Aug 10, 2020
В чём разница у 18650: IMR, ICR, INR, отличия по химии, защите, цвету, составу, плюсу

Это полное руководство с описанием особенностей, маркировки, характеристик, составов, конструкции, химии — всему, чем отличаются аккумуляторы 18650 друг от друга.
Все ли аккумуляторы 18650 одинаковые?
Нет
. На первый взгляд они похожи, но фактически имеют много отличий. Тип 18650 объединяет две вещи:
  • 1. батареи похожи внешне (имеют изолирующую оболочку, один положительный и один отрицательный разъём);
  • 2. обладают одинаковыми габаритными размерами: 18 мм в диаметре и 65 мм в длину (отсюда и название «18650»).
На этом все сходства закончились. Предлагаем подробно узнать, чем отличаются 18650 друг от друга по всем характеристикам и особенностям.
Содержание и ссылки на материалы из оригинальной статьи:
В чём разница у 18650: IMR, ICR, INR, отличия по химии, защите, цвету, составу, плюсу

В чем разница 18650 по характеристикам?
Прежде, чем перейти к пониманию различий по маркировке и другим особенностям этого типа аккумуляторов, нужно разобраться, что вообще они собой представляют внутри. Мы даём упрощённую схему с учётом, что в целом вы уже знакомы с принципом работы батареи в принципе.
Состав 18650:
  • Анод (-) — кремний или графит;
  • Сепаратор — пористый полипропилен, который пропитывают электролитом;
  • Электролит — смешан в пропорциях из диметилкарбоната, этилметилкарбоната, этиленкарбоната, пропилацетата, виниленкарбоната;
  • Катод (+) — основное звено, чем отличаются 18650 и маркируются (приобретая уникальные электрохимические свойства).
В чём разница у 18650: IMR, ICR, INR, отличия по химии, защите, цвету, составу, плюсу

Теперь предлагаем разобраться, каковы номинальные значения тех или иных приобретённых «свойств» в следствие изменения катода и состава 18650. Их следует различать по напряжению, ёмкости, току разряда, внутреннему сопротивлению (импедансу). Также добавим принципы выбора для оболочки 18650 цвета, а затем остановимся подробно на маркировке по химии.
Номинальное напряжение
Номинальное напряжение 18650 бывает трёх видов:
  • 3,2 В
  • 3,6 В
  • 3,7 В
Номинальное напряжение 3,2 В предназначено исключительно для химического состава LiFePO4 (литий-железо-фосфатный аккумулятор / IFR). Больше всего используются сейчас 3,6 В и 3,7 В.
Ёмкость
Ёмкость обозначает, сколько энергии она может удерживать и как долго расходовать её. Основная характеристика, по которой понимают отличия аккумуляторов 18650.
Ёмкость 18650 измеряется в миллиампер-часах (обозначение мА·ч, на латинице mAh или часто встречается «мАч») или, редко, в ампер-часах (А·ч соответственно).
Почему литий-ионные аккумуляторы в телефонах (и 18650 в частности) имеют обозначение в мА·ч, а не в А·ч, мы рассказывали здесь.
Какой ёмкости бывают 18650: от 1000 мА·ч (1 А·ч) до 3500 мА·ч (3,5 А·ч). Последнюю предлагает, например, LG MJ1.
Встречается выражение ёмкости в качестве «плотности энергии», которая измеряется в ватт-часах (Вт·ч, Wh или «Втч») и бывает трёх видов:
  • простые ватт-часы (основанные на ёмкости в А·ч или мА·ч, умноженной на напряжение и затем деленной на 1000);
  • объёмная плотность энергии (записывается как Вт·ч/л, что даёт показатель ватт-часов на литр активного материала);
  • гравиметрическая плотность энергии (записывается как Вт·ч/кг — то есть мера ватт-часов на кг активного материала).
Ток разряда
Ток разряда (токоотдача, скорость разряда, рейтинг разряда) — это максимальный ток, который батарея может обеспечить непрерывно до нижнего предела напряжения, измеряемого в Амперах.
Как узнать ток разряда 18650? Он всегда указывается в заводском паспорте аккумулятора. Либо попробуйте найти его в интернете самостоятельно для вашей батареи/элемента (ищите именно «discharge rating» в рамках PDF-файла), либо напишите нам запрос, и мы с радостью поделимся этими сведениями.
Внутреннее сопротивление (импеданс)
Внутреннее сопротивление или «импеданс» — это фактор, который определяет, насколько легко или «быстро» батарея может расходовать свою энергию. В англоязычной документации обозначается как «IR» (Internal Resistance).
Внутреннее сопротивление измеряется в Омах (Ом, Ohm, Ω) или миллиомах (мОм, mOhm, mΩ).
Чем выше внутреннее сопротивление 18650, тем медленнее его саморазряд, быстрее падение напряжения под нагрузкой при большом токе и тем больше времени требуется на заряд. Как правило, чем выше ток разряда батареи, тем ниже емкость и тем ниже будет внутреннее сопротивление. На примере аккумулятора 18650 Sanyo NCR18650B (6,7 А) имеет заводское значение импеданса менее 100 мОм, когда как у Sony VTC5A (25 А) в datasheet показан допустимый диапазон 7-15 мОм (измеренный переменный ток 1 кГц).
Выбор цвета
Цвет 18650 не имеет особого значения при выборе аккумулятора. В качестве примера приведём зависимость от выбора производителей (она не всегда работает):
  • зелёный цвет оболочки всегда используют Sony и Murata (на данный момент во всех текущих продуктах);
  • красный — Sanyo;
  • светло-зелёный с чёрными полосками — Panasonic;
  • серый — Molicel;
  • разноцветные — LG и Samsung (раньше компания старалась выбирать цвет в соответствии с ёмкостью, но сейчас это не так).
Как видите, какой-то устоявшейся определённой зависимости оттенков оболочки и характеристик, либо производителя не существует. Производители выбирают цвет 18650 по своему разумению и не руководствуясь некими правилами.
Химический состав
Все элементы 18650 содержат литий (Li) в различных количествах. Возможности аккумулятора с точки зрения ёмкости и тока разрядки определяют все остальные химические компоненты (а также их различные количества и смеси).
На последнем пункте (химический состав) предлагаем остановиться подробнее. Тем более, что в этом плане производители показали себя куда лучше, чем с выбором цвета. Все поставщики аккумуляторов 18650 используют точное разграничение по маркировкам.
В чём разница у 18650: IMR, ICR, INR, отличия по химии, защите, цвету, составу, плюсу

Маркировка аккумуляторов 18650: чем отличаются и как выбирать?
Предлагаем вашему вниманию подробное пояснение ко всем маркировкам 18650, которые обозначают тип используемых химических компонентов аккумулятора. Если у вас есть вопросы, то укажите их в комментарии в конце статьи или напишите нам Вконтакте, чтобы мы добавили новый или редкий вид маркировки.
IMR 18650 (литий-марганец)
Химия IMR — это один из самых стабильных и наиболее эффективных химикатов, не требующий продвинутых схем защиты. Такие аккумуляторы 18650 не греются, когда разряжаются при высоком токе. Самая низкая рабочая температура в сопоставимых тестах делает IMR намного безопаснее, чем более старая технология ICR (смотрите ниже).
  • • Катод (материал) — LiMn2O4 (LMO);
  • • Температура (max) — 250°C;
  • • Ток разряда — 10C;
  • • Циклы (до снижения ёмкости на 30%) — от 300 до 700;
  • • Напряжение (max) — 4,25В;
  • • Напряжение (номинал) — 3,6В, либо 3,7В, либо 3,8В;
  • • Напряжение (min) — 2,5В (глубокий разряд менее 2,0В).
Интересно, что многие китайские продавцы переупаковывают батареи с нанесением маркировки IMR, когда как на самом деле они INR (смотрите ниже).
ICR 18650 (литий-кобальт)
Химия ICR — это химикат для достижения высокой плотности энергии с низким уровнем стабильности (даже критически опасным в бытовом применении). Без надёжной PCB-платы защиты (желательно сертифицированной по примеру компании Trustfire) использовать не рекомендуется. Широко распространены в ноутбуках.
  • • Катод (материал) — LiCoO2 (LCO);
  • • Температура (max) — 150°C;
  • • Ток разряда — 1C;
  • • Циклы (до снижения ёмкости на 30%) — от 500 до 1000;
  • • Напряжение (max) — 4,25В;
  • • Напряжение (номинал) — 3,6В, либо 3,7В;
  • • Напряжение (min) — 2,5В или 2,75В.
Вы можете купить ICR на Aliexpress или eBay, но на практике они бесполезны для обычных мастеров и любителей собирать электронику в стиле «сделай сам»/DIY.
Приведём пример для вейперов. Аккумулятор 18650 Samsung 26F (чаще всего используется в аккумуляторах ноутбуков) имеет корпус того же цвета, что и Samsung 30Q — их очень легко спутать. 26F представляет собой элемент на 5,2 А (заводские характеристики), который практически не используется в вейпинге. Поместите один из них в вейп-устройство и запустите его на мощности выше 20 Вт, и вам гарантированно будет нехорошо.
INR 18650 (литий-марганец-никель)
Химия INR — это похожая на IMR 18650 основа с добавлением никеля в целях увеличения эффективности. Сочетает в себе безопасность и низкое сопротивление марганца с высокой удельной энергией никеля.
  • • Катод (материал) — Li(NiCoMn)O2 (NCM);
  • • Температура (max) — 210°C;
  • • Ток разряда — 1C или 2C;
  • • Циклы (до снижения ёмкости на 30%) — от 1000 до 2000;
  • • Напряжение (max) — 4,25В или 4,35В;
  • • Напряжение (номинал) — 3,6В или 3,7В;
  • • Напряжение (min) — 2,5В.
Обозначение INR для аккумуляторов 18650 говорит об их увеличенной ёмкости, высоком выходном токе и, что особенно важно, «кусачей» стоимости.
Аккумуляторы INR 18650 широко распространены в фонарях, вейпинге, аккумуляторных электроинструментах, мобильных устройствах. Производители прилагают сейчас максимум усилий к этой химии, которая представлена такими известными аккумуляторами, как Samsung 25R, LG HE2, Sony VTC4 и VTC5 (последние две для вейп-устройств не рекомендуются!).
18650 IFR (литий-фосфат)
Химия IFR — придаёт аккумулятору 18650 способность разряжаться с очень высокой скоростью (в 30 раз больше своей ёмкости — ток разряда 30C). Имеет низкое напряжение (3,2В), высокий саморазряд и редко встречается на практике. Популярности не сыскал из-за лучших достижений с другими типами химии.
  • • Катод (материал) — LiFePO4 (LCO);
  • • Температура (max) — 270°C;
  • • Ток разряда — от 25C (длительно) до 40C (на две секунды);
  • • Циклы (до снижения ёмкости на 30%) — от 1000 до 2000;
  • • Напряжение (max) — 3,65В;
  • • Напряжение (номинал) — 3,2В, либо 3,3В;
  • • Напряжение (min) — 2,0В.
Ёмкость 18650 IFR составляет в среднем 1200 мАч, но встречаются как на 1500 мАч экземпляры, так и намного меньших значений.
Ячейка IFR с током разрядки 30C может быть разряжена до 30 x 1100 мАч, то есть 33 А! Разве что продлится это недолго. Применяется в солнечных панелях, телекоммуникационном оборудовании, инструментах, электрических транспортных средствах, портативных пуско-зарядных устройствах и так далее.
18650 NCA/NCR (литий-алюминий)
Химия NCA (или NCR) — аккумуляторы с катодом из никелата лития и кобальта сопоставимы по химическому составу с INR, но гораздо менее распространены, так как вместо марганцевого элемента на изоляторе применяется алюминий. Токоотдача меньше, чем у ячейки INR, но взамен обеспечивает намного более длительные время работы от одной подзарядки и срок службы (не менее 500 циклов до потери 30% ёмкости).
  • • Катод (материал) — Li(NiCoAl)O2 (NCA);
  • • Температура (max) — 150°C;
  • • Ток разряда — 1C;
  • • Циклы (до снижения ёмкости на 30%) — от 500;
  • • Напряжение (max) — 4,25В;
  • • Напряжение (номинал) — 3,6В;
  • • Напряжение (min) — 2,5В или 2,75В.
Применение 18650 NCA (NCR) обосновано в тех устройствах, где не требуется большой ток, а ёмкость и длительный срок службы востребованы. На данный момент — это отрасль электротранспорта, включая гироскутеры, электросамокаты, электровелосипеды и даже электромобили.

В чём разница у 18650: IMR, ICR, INR, отличия по химии, защите, цвету, составу, плюсу

Аккумуляторы 18650 без защиты и с защитой — в чем разница?
Аккумуляторы 18650 без защиты — это в целом безопасные перезаряжаемые элементы питания, если вы сможете самостоятельно контролировать их разряд так, чтобы напряжение не снижалось менее 2,75В (варьируется между 2,5В и 2,8В). Разряд ниже этого уровня нанесёт непоправимый ущерб химическому составу 18650 (вплоть до полного отказа).
Часто производители мелких устройств (фонарики и лазеры, например) не используют какую-либо защиту от чрезмерного разряда, потому что она обычно встроена в схему внешнего зарядного устройства.
Аккумуляторы 18650 с защитой (PCB) — это те же самые перезаряжаемые элементы питания, но уже оснащённые специальной круглой печатной платой (примерно 17 мм в диаметре) в области отрицательной части корпуса (снизу батареи) с протяжкой никелевой полоски (тонкий провод) к положительной части корпуса (вверху батареи). Так вы можете понять, 18650 аккумулятор защищённый или нет.
Цель защиты аккумулятора 18650 — контроль напряжения во время использования (если оно достигнет нижних пороговых значений, то происходит отключение питания, а затем достаточно просто зарядить батарею).
Поэтому у аккумуляторов 18650 отличие с защитой и без сводится к наличию внешних признаков. Так, у аккумуляторов с платой защиты (PCB) ещё и увеличена длина с 65 мм до 66-67 мм (на 1-2 мм).
Внимание! В силу своих электрохимических свойств, аккумуляторы 18650 IMR в защитной плате не нуждаются, когда как 18650 ICR без неё попросту опасно использовать!
В чём разница у 18650: IMR, ICR, INR, отличия по химии, защите, цвету, составу, плюсу

Чем у 18650 выпуклый плюс отличается от плоского?
У крупных производителей оригинального оборудования (Samsung, LG, Sony, Panasonic, Sanyo и другие) аккумуляторы 18650 выпуклый плюс не имеют — все они плоские. Это связано с тем, что они создают промышленные элементы, которые никогда не предназначались для использования потребителями в быту.
Выпуклый плюс 18650 говорит о том, что аккумулятор создан для бытовых задач, а плоский — для промышленных целей.
Промышленным применением может быть что угодно — хоть единичная батарея в портативном радио или зубной щётке, хоть ряд из нескольких тысяч ячеек в электромобилях. В последнее время на рынке появляется всё больше и больше устройств, для которых требуется батарея 18650 с «бытовым» выпуклым плюсом. Ярким примером являются чрезвычайно популярные в настоящее время видеодомофоны китайского производства.
Выпуклый плюс 18650 на некоторых китайских экземплярах посажен на самоклеящуюся основу — держитесь подальше от этого!
Да, практически во всех случаях выпуклый плюс 18650 — это доработка (нештатная конструкция). Зачастую он просто приварен к батарее точечной сваркой. Как известно, паять их нельзя, а сварка обеспечивает долговечное, прочное и электрически исправное соединение.
В чём разница у 18650: IMR, ICR, INR, отличия по химии, защите, цвету, составу, плюсу

Почему у 18650 разновидностей так много?
Причина в изобилии коммерческих продуктов (от фонариков и вейп-устройств до электромобилей и беспилотных летательных аппаратов), которые функционируют на аккумуляторах типа 18650. Они имеют в корне отличающиеся требования к электрическим характеристикам источника питания.
Небольшие устройства требуют ток менее 1А и как можно более длительное время работы от одной подзарядки (например, видеозвонки). Более мощные и крупные устройства нуждаются в высочайшей токоотдаче для достижения необходимой мощности (например, создания крутящего момента в электромобилях или электроинструменте).
Создать какой-то один универсальный аккумулятор 18650 на все случаи жизни пока невозможно.
Все ограничения определяют законы физики. Их стремится покорить электрохимическая отрасль уже более 30 лет кряду. Пока человечество не найдёт или не изобретёт новые «ингредиенты», которые можно использовать вместо существующих, границы так и не будут расширены.
О текущих достижениях в мире аккумуляторов 18650 и о том, какие из них лучше сейчас покупать читайте в нашем следующем материале по ссылке ниже.
Как выбирать 18650
Ссылка на оригинальную статью.
 

Комментарии

malec

★★★★✩✩✩
5 Фев 2019
680
257
Я не претендую на авторство, т.к. статья целиком скачана из нета и ссылки на оригинал в статье имеются, мне показалась вполне уместной...Ребята серьёзно подошли к вопросу??
Добавляйте свои наблюдения, изучения...
в режиме маятника и просто убить аккумулятор, вместо его защиты.
недопонял
и здесь не всё ясно,
ток отсечки заряда в стандартном режиме, в быстром режиме
Ведь этим и занимаются контроллеры????? А импенданс надо смотреть к конкретной "батарейке" по даташиту или замерить самому...
 
Изменено:

George

★★✩✩✩✩✩
25 Дек 2019
372
58
1. Я не претендую на авторство,
2.недопонял
и здесь не всё ясно,
3. Ведь этим и занимаются контроллеры?????

4. А импенданс надо смотреть к конкретной "батарейке" по даташиту или замерить самому...
1. Зачем брал?
2. Найди канал Lisin YT, он наглядно демонстрирует экземпляр 4056 с маятником на неправильной DW01 и советует ему применение.
3. Контроллеры проектируют инженеры, согласно датишиту, схемы работают не от балды. Контроллеры занимаются, тем, что в них заложено. Но в китайских контроллерах могут быть заложены глючные вещи (неправильная и/или некачественная элементная база)
4. Как ты сам собрался измерять КЗ лития? Пожара захотел!? Я ещё безопасно могу измерить импеданс полуторавольтовой батаерйки/аккумулятора (в зависимости от исполнения и марки от 3 до 7 Ампер).
Недавно прикупил аккумуляторы энерлайт ААА в лазерный нивелир. Так вот их импеданс составил 22 миллиОма, отлично.
Но баловаться с литием не стану и тебе не советую. Нагрев лавинообразный, а пальцы или башку оторвать может. Тут либо покупать измеритель (или зарядник с показометром), либо собирать схему.
 

malec

★★★★✩✩✩
5 Фев 2019
680
257
КОГО??? Уважаемый "ТРОЛЬ" лучше полезного чего добавь....
Для всех необходимых замеров можно воспользоваться ПРИБОРАМИ. А особо ТУПЫЕ могут и пальцы и башку пустую в мясорубку запихать, я то здесь причём???
Про модули на TP 4056, это самый простой и наилучший вариант зарядки 18650. Режим "маятника" и DW01 это нормальное поведение микросхемы т.е.
Защита от переразряда (Overdischarge Protection).
Если напряжение на аккумуляторе падает ниже 2,3 – 2,5V (Overdischarge Protection Voltage - VODP), то контроллер (микросхема управления DW01) выключает MOSFET-транзистор разряда Т.1 – он подключен к выводу DO.
Далее микросхема управления DW01 перейдёт в режим сна (Power Down) и потребляет ток всего 0,1 мкА. (при напряжении питания 2V).
Тут есть весьма интересное условие. Пока напряжение на ячейке аккумулятора не превысит 2,9 – 3,1V (Overdischarge Release Voltage - VODR), нагрузка будет полностью отключена. На клеммах контроллера будет 0V.
Но нормальная батарея при отключении нагрузки частично восстанавливает свой заряд и напряжение на ней поднимается до уровня включения (Overdischarge Release Voltage - VODR) 2,9 – 3,1V и естественно будет наблюдаться "МАЯТНИК" - который в свою очередь может повредить ваш прибор или гаджет, но он не убьёт батарею т.к. при достижении на батарее напряжения ниже допустимых пределов без нагрузки, DW01 просто не включет нагрузку и не даст умереть батарейке.....
Если контроллер отключил разряд(т.е. гаджет) , то после, его необходимо зарядить...
А то что бывают бракованные и недоделанные ... так это везде бывает и не только у китайцев. Каждый ищет выгоду (и мы в том числе). Просто китайцы больше всех в МИРЕ производят самые разные модули и процент брака в соотношении к количеству произведённых модулей очень мал, но так как эти модули производятся не для промышленного использования (я не исключаю тот вариант что часть микросхем DW01 не прошедших отбраковку в промышленных установках- т.е аккумуляторов ноутбуков-велосипедов и т.д. продаються в этих модулях нам), то и этот процент брака можно втюхать ленивому покупателю....
, по этому что-бы быть на 100% уверенным в своём "ГАДЖЕТЕ" нужно перед сборкой протестировать все компоненты.
 
Изменено:
  • Лойс +1
Реакции: ТехнарьКто

ТехнарьКто

★★★★★✩✩
13 Янв 2020
273
435
По-поводу зарядок на TP4056. Зарядки клепают разные китайцы и ставят порой неправильные DW01.
Китайцы делают много микросхем, с браком и дешево продают на AliExpress. Чем меньше заметен брак, тем выше цена. Хотите качество, покупайте в серьезных магазинах у проверенных продавцов. Такие есть и на AliExpress но детали или модули купленные там будут стоить денег. Поэтому неправильные DW01 отсутствуют, есть пользователи у которых нет понимания как проверить исправность и которые не могут выявлять отклонения в работе дешевого оборудования. И использовать это дешевое оборудование так, чтобы оно работало и не приносило проблем. Режим "маятника" в DW01 как Вам уже написали, нормальное поведение микросхемы, а если у Вас отсутствует понимание почему так происходит, маятник Вы будете получать в любой собранной схеме. Ну может в схеме собранной из совсем уж простейших элементов с очень высоким потреблением при отключенной нагрузке, маятника у Вас и не будет. Как в приведенной вами схеме. Просто аккумуляторы будут умирать быстрее, а могли бы еще работать и работать.

Советы Гайвера (что можно вешать два) относятся к разряду вредных. Несбалансированные аккумуляторы в пары соединять не надо.
Балансировку производят для последовательно включенных аккумуляторов, про это Гайвер написал много раз. Странно, что Вы не увидели. Соединенные в параллель можно и не балансировать, сами от балансируются при заряде. А вот заряд без балансировки двух последовательно включенных аккумуляторов новым купленным зарядным, это сейчас модно и много устройств в продаже. Это печально, но это бизнес. Пользователь должен ходить и покупать новое, а не пользоваться одним и тем же. Вот про новое собранное для увеличения продаж и объясняйте тем, кто это не понимает. Только спокойно и без излишних изречений, а на форуме надо жить дружно.
 
  • Лойс +1
Реакции: malec

malec

★★★★✩✩✩
5 Фев 2019
680
257
можно и не балансировать, сами от балансируются при заряде.
Суть верная, только, не при заряде, а при подключении их в параллель... Отбалансируются проводами, т е. ток из большего протечёт в меньший до полного отсутствия, Иными словами пока не выровняется напряжение на аккумах ( Урок физики 6 класс, как щас помню Физик сравнивал электричество и воду. Аккумуляторы и вёдра со стаканами, трубки с проводами ит.д и т.п.:) )Но есть один минус, вы не сможете контролировать ток заряда одной батареи и соответственно разряда другой батареи. т.е. если одна батарея полностью заряжена, а вторая полностью разряжена-ток может достигнуть критических значений как для проводов так и для самих аккумуляторов...
Но это происходит единожды при соединении батарей, дальше они работают как один сосуд... т.е. сколько в лезет в обе ....
 
Изменено:

malec

★★★★✩✩✩
5 Фев 2019
680
257
Каждый строчит что он хочет, а зачем и сам не знает,
Жорик я как-бы не первый год с тобой общаюсь, и вот за это время полезного от тебя было ну очень мало по отношению к тому как ты "ТРОЛИШ" народ...
Если знаешь, помоги разобраться , покажи что не так и как надо....а то "строчишь" как захочеш... мозоли наверно уже "РАЗВЕДЧИК"
Полупроводниковые приборы потихоньку мельчают и линейные схемы уходят в небытие из за малого КПД...
TP4056-это полное линейное зарядное устройство постоянного тока/постоянного напряжения для одноэлементных литий-ионных батарей.
Но имеет внутреннюю архитектуру PMOSFET , защиту от отрицательного тока заряда цепи. Тепловая обратная связь регулирует зарядный ток для ограничения температуры матрицы во время работы на высокой мощности или при высокой температуре окружающей среды. Напряжение заряда фиксируется на уровне 4,2 В, а ток заряда может быть запрограммирован извне с помощью одного резистора.
TP4056 автоматически завершает цикл зарядки, когда ток заряда падает до 1/10 запрограммированного значения после достижения конечного плавающего напряжения. Другие функции TP4056 включают в себя текущий монитор, блокировку под напряжением, автоматическую перезарядку и два статусных штифта для индикации прекращения зарядки и наличия входного напряжения.
Пришёл приборчик из поднебесной, решил в корпус всё слепить с питанием от аккума. А ЗАОДНО контроллер на 4056 тестанул лично сам...
А на работе Аккум (сборка 4х5 ) нашёл, от арендаторов осталась, даже не знаю от чего, без корпуса и с мёртвым BMS. И наткнулся на незнание)))
Аккумулятор имеет маркировку INR18650PHH 16F25A поиск в инете ссылается на компанию SAMSUNG , но никакой спецификации и пояснений...
разрядить в ноль за день не получилось. Т.е нагрузка в 1а до отсечки (2.5в) через минуту на аккуме 3,7в и опять где-то с пол часа на 1а до отсечки....
Плюнул после третьего раза. подключил ТР4056 через прибор аккум и питание 5в с лаба...
Зарядка закончилась только утром...
Первый цикл зарядки наблюдал. После 15-18минут такого прогона заметил хороший нагрев самого аккумулятора и прикрутил датчик темп... для полноты показаний)))
Через пол часа температура поднялась до 57гр. а через 40 минут уже 62гр. и на этом остановилась
При достижении на аккумуляторе напряжения в 4,2в. ток заряда стал падать...
Через 4 часа ток упал до 0.27а.
полного заряда (т.е. ТР4056 отключила заряд) добились через 6 часов 55 минут, но вот показания прибора??? Получилось что влезло в эту батарейку целых 3.28литра??? эта батарейка прилепиться в прибор и после посмотрим что скажут другие....))))
НУ ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНО ,
Коменты и вопросы с подталкиванием на тот или иной эксперимент приветствуются... Я не "БЛОГЕР" просто интересно))))
 

Вложения

Изменено:

George

★★✩✩✩✩✩
25 Дек 2019
372
58
Тебе повезло. 60 градусов температура критическая для 18650. А дальше взрыв.
1617391075110.png

Я не понял о линейности и КПД чего именно ты говорил? 4056 уходит в лету, но ты её, тем не менее, применил? Считай, что она спасла тебе жизнь. Графики на рисунке, линейность на каждом этапе зарядки разная. Я не могу назвать этот контроллер абсолютно линейным устройством, смотри сам на характер тока в конце и характер напряжения при приближении к 4 Вольтам и выше.

О помощи. Чем я должен был помогать форуму при отсутствии интернета, денег, здоровья? Я тут вряд ли кому-то был интересен со своими заморочками.
 

malec

★★★★✩✩✩
5 Фев 2019
680
257
Я не понял о линейности и КПД чего именно ты говорил?
Линейный-это из даташита https://static.chipdip.ru/lib/977/DOC002977110.pdf Но имеет внутреннюю архитектуру PMOSFET -т.е. внутри контроллера установлен Р-МОСФЕТ (как известно МОСФЕТ транзисторы имеют очень маленькое внутреннее сопротивление сток-исток в открытом состоянии, благодаря чему они могут управлять большими токами без потерь , а значит с большим КПД и меньшим нагревом, закон ОМА) который включает-отключает заряд аккумулятора по положительному контакту , т.е. по плюсу питания. Благодаря чему он может питаться от 8в максимум и управлять током заряда без перегрева (в отличии от тех-же самых линейных преобразователей-"кренок" которые "гасят" лишнее напряжение и ток в "теле" переводя их в тепло)
Если интересно, возми эЛэМку и заставь её работать в таком режиме... Пит 8в вход, нагрузка при выходном напряжении 4,2в - 1ампер, у тебя получится "КИПЯТИЛЬНИК"...при чём огромных размеров по сравнению с китайским модулем...
стабилизатор напряжения:-
  1. Расчетное сопротивление резистора R2: 566.4 Ом
  2. Стандартное значение резистора R2: 560 Ом
  3. Uвых с учетом стандартного значения R2 из ряда E24: 4.22 В
  4. Ток нагрузки: 1 А
  5. Рассеиваемая мощность на м/с: 3.8 Вт
  6. Рекомендуется использовать радиатор

Стабилизатор тока:
  1. Расчетное сопротивление резистора R1: 1.25 Ом
  2. Стандартное значение резистора R1: 1.3 Ом
  3. Рассеиваемая мощность на резисторе R1: 1.3 Вт
  4. Номинальная мощность резистора R1 из стандартного ряда: 2 Вт
  5. Iвых с учетом стандартного значения R1 из ряда E24: 0.962 А
  6. Рассеиваемая мощность на м/с: 1.25 Вт
  7. Входное напряжение должно быть не меньше 7.9 В ( 4056 может регулировать такой ток при питании 5вольт)
 
Изменено:
  • Ахах! +1
Реакции: George

kostyamat

★★★★★★✩
29 Окт 2019
1,097
630
Линейный- это значит что в схему он устанавливается последовательно...
Не верное утверждение. Линейный элемент означет, что какая-то из его характеристик линейно изменяется относительно входного или выходного параметра, или же обоих. У LM-ки растет внутренее сопротивление, если увеличивать входное напряжение, или падает если увеличивается ток потребления нагрузки. Поэтому она "линейный" преобразователь. А не потому, что она в линию встроена.
 
  • Лойс +1
Реакции: malec

kostyamat

★★★★★★✩
29 Окт 2019
1,097
630
@malec, ну так потому наверное, что линейно изменяет внутреннее сопротивление, относительно входного напряжение, выходного напряжения и тока нагрузки. Внутрення архитектура к "линейности" отношения не имеет.

Если мы берем старые линейные стабилизаторы серии LM, то они построены на базе биполярных транзисторов. Поэтому, у них всегда есть падение напряжения переходов база-эмитер, база-коллектор, коллектор-эмитер. То есть, как не крути, а входное напряжение должно превышать как минимум в два значение этого падения. Чтобы от LM-ки получить 5в, на вход нужно подать как минимум 6.5-7. Иначе она просто упрется а эти потери на переходе, и кроме как тепло толку от нее не будет.
Тут же, за счет PMOSFET, у микрухи в открытом состоянии сопротивление СТОК-ИСТОК, равно десятки миллиОм. И потери напряжения - десятые вольта. Поэтому, на напряжениях входа, близкого к напряжению выхода, она на много эффективнее, - меньше греется, и в состоянии стабилизировать.
Вот и вся, по сути, принципиальная разница. А по факту, LM и эта работают на одном и том же принципе - линейно изменять свое сопротивления в зависимости от входного/выходного напряжения и тока нагрузки. Только LM стремится сохранить на своем выходе стабильное напряжение, а эта микруха - стабильный ток, не превышая заданное напряжение выхода. Задачи у них разные просто.
 
  • Лойс +1
Реакции: malec

malec

★★★★✩✩✩
5 Фев 2019
680
257
LM стремится сохранить на своем выходе стабильное напряжение, а эта микруха - стабильный ток
А можно и ток
ею стабилизировать, но тогда придётся в два раза напряжение повышать. Чтоб сначала ток стабилизировать, а за тем напряжение....
 

George

★★✩✩✩✩✩
25 Дек 2019
372
58
@kostyamat, Спасибо, я заблуждался))) Век живи и век учись....
тогда почему всё таки он линейный??? Это из даташита....
Я уже ответил на твой вопрос. Смотри график 4056 выше, анализируй. Каждый этап заряда условно линеен на своём участке, грубо говоря 90% времени режим изменения напряжения линеен, плавно наполняем банку (напряжение растёт, ток не меняется). При переходе контроллера с СС на СV наблюдается нелинейность, а потом отсечка (заряд напряжением, малым током, до отсечки).
 

ТехнарьКто

★★★★★✩✩
13 Янв 2020
273
435
Немного про автомобильные аккумуляторы.

Не буду утверждать, что в статье "Свинцово-кислотные аккумуляторы" все безупречно и абсолютно точно, но много интересного.

И немного дополнительной информации.

Сейчас принят гост по аккумуляторам от 20 года. Кроме как вредные советы или современный мусор, гост 2020 года воспринимать к сожалению нельзя.
АКБ bed.jpg

Ранее был Гост /ГОСТ Р 53165-2008 (МЭК 60095-1:2006) Дата окончания действия 01 марта 2021/ в который, хотя бы из за лени исполнителей, случайно просочилась достоверная информация из бумажного ГОСТа СССР.

АКБ.jpg
Цифры из за лени сохранили. Кое что переведено в европейские стандарты, но помня старое, можно расшифровать эту покусанную вредителями информацию.

Ранее обывателю это было без надобности поскольку зарядных устройств, которыми можно было так заряжать, в открытом доступе не было. Да и аккумуляторов таких для всех подряд тоже не было. Сейчас Ca-Ca аккумуляторы для автомобилей, не продает разве только ленивый, а зарядных устройств от разных производителей стало много.

Как надо читать огрызки информации:

2 номинальных тока - это европейский 20 часовой стандарт. Наш 10 часовой. Поэтому это наше Q/10. Где Q - емкость в ампер часах для 10 часового заряда. Например для 55Ah ток 55/10=5,5A. Информация изменена вредителями на европейский 2*(55/20)=5,5A. По сути та же цифра.

Номинальный ток. Ток уменьшенный в два раза. I/2, например для 55Ah 5,5/2=2,75A. Или для европы 55/20=2,75A, что то же самое.

Заряд в две ступени. Это значит. Сначала идет заряд до значения, сколько аккумулятор сможет взять исключая кипение. До 14.4 вольта кальциевые аккумуляторы не кипят. Аккумулятор конечно же свинцовый с кислотой, но в свинец в очень маленьких количествах добавлен кальций. Поскольку и в положительные и в отрицательные пластины добавлен кальций в мизерных количествах, аккумулятор называют кальций-кальциевым Ca/Ca.

Вторым этапом идет перемешивание электролита с мерами исключающими бурное кипение. В иностранной литературе термин расслоение можете встретить как стратификация. Некоторые рукозады так и пишут - стратификация. Хотя есть хорошее русское слово - расслоение. Кислота тяжелее воды и во время заряда аккумулятора, кислота под действием гравитации опускается вниз. В связи с конструкцией современных аккумуляторов, перемешать механически кислоту с водой в снятом с автомобиля и заряженном дома аккумуляторе , весьма сложно. А на автомобиле требует длительной поездки. При этом аккумулятор останется не полностью заряженным. При электрохимическом перемешивании, происходит и перемешивание электролита и до заряд аккумулятора. Для исключения потерь воды, время процесса и ток ограничены.

Итого пункт 8.2.3
Например
001-1-5.jpg
70 Ah. Не 85 как по первым буквам втюхивают емкость продаваны. Поэтому сначала узнаете реальную емкость в ампер часах своего аккумулятора.

Первая ступень. (заряд)
Сначала ограничить напряжение до 14.4 (четырнадцать целых четыре десятых) вольта.
Ограничить ток до величины Q/10. Для 70Ah это 7 ампер.
Заряд первого этапа считают оконченным при достижении напряжения на аккумуляторе 14.4V. А ток остается неизменно малым в пределах 0,6 ампера или меньше в течении как минимум двух часов. Теоретически можно дождаться и 0.1 A, но это очень долго. А как обычно хочется побыстрее.

Далее заряд второй ступени. (перемешивание электролита)
Ограничить напряжение до 16V. Ограничить ток. Для 70Ah это половина тока заряда. 7/2=3,5 ампера.
При перемешивании ток будет падать, а напряжение возрастать - это нормально. Ток в конце заряда может оставаться достаточно высоким. Это тоже нормально. Заряд считается выполненным по прошествии 4 часов.

При заряде аккумулятора от генератора на автомобиле напряжением 14.4V, процесс перемешивания выполняется механическим образом от тряски во время движения.
Рекомендуется выполнять обслуживание автомобильного Ca/Ca аккумулятора путем выполнения заряда двухступенчатым методом один раз в год перед зимними периодом. Для исключения активных потерь воды из электролита, во все остальное время в году, по желанию, просто производить до заряд ограниченным до 14.4V и током Q/10. Расслоение убирается механическим перемешиванием, которое естественным образом происходит во время движения.

Надеюсь пункт 8.2.4 теперь будет понятен. Тот же двух ступенчатый метод только для очень мощного зарядного устройства. И вторая ступень перемешивания выполняется при меньшем токе.

Новый гост 2020 года, явно направлен на увеличение продаж аккумуляторов.

Надеюсь, информация будет полезным дополнением, темы про аккумуляторы.
 
  • Лойс +1
Реакции: malec

VictorArx

★★✩✩✩✩✩
22 Мар 2021
463
79
Доброе утро, коллеги! Внимательно прочитал про аккумы. Нужен совет. Выслали с али модель, которая питается от двух литий ионных аккумов включённых последовательно. Напряжение 7.4 вольта. Колодка питания от них 3 проводная, плюс, минус и средний вывод. Подключается к разъёму двигателей уже состоящим из 2 проводов плюс и минус. Никакой BMS нет. Я что то упустил? Что будет следить за разрядом аккумов до минимального значения. Может сейчас уже новые технологии. Буду признателен за советы. Зарядка от компа usb, стрёмно подключать зарядку лития в usb .
 

Вложения

Изменено: