Не травится плата

Randlman

✩✩✩✩✩✩✩
27 Дек 2019
5
3
Всем привет! Сделал по рецепту Гайвера (100мл перекиси, 30гр лимонки и соль) раствор для травления. Положил, пошел. Через 20 минут пришел - тонер с некоторых дорожек растворило, а медь как была полностью на плате, так и осталась. Решил посмотреть что будет дальше, через еще 30 минут прихожу - раствор зеленый или синий такой немного, на меди появилось несколько окислов и все. Решил сделать с уксусом вместо лимонки - тот же результат, только плата покрылась зеленым налетом. Нагревал - бурлило, но медь забила на все и не растворялась. Пробовал разные текстолиты, не помогло, все равно. Сделал новый раствор и кинул кусочек текстолита 1на1 примерно, и как вы думаете? Правильно, медь не растворилась. Что может быть?
 

Shalom

✩✩✩✩✩✩✩
23 Мар 2019
19
3
Омск
1. Чтобы не отваливались дорожки, нужно хорошо продавливать бумагу ребром утюга.
2. Чем старше перекись, тем хуже работает. Побробуйте взять свежую.
3. Медь при травлении довольно долго покрывает всю поверхность текстолита, только под конец появляются "проталины", скорее всего вам показалось, что медь не уходит, + раствор зеленеет = медь расстворяется.
3. С нагревом аккуратнее. У меня с ~ 15% перекисью расствор сам закипел только успел накрыть, да в воду поставить, выделился газ, возможно хлороводород (глаза щипало когда умывался).

Поменяете перекись, попробуйте по тому же рецепту, только пузырьки с меди кисточкой убирайте. Изначально можно подогреть раствор (не сильно). Если кусок текстолита больше 5*5см, то приготовьте тарелку с прохладной водой, сильно забурлит-поставите емкость с расствором в воду. Рассвор при бурлении греется.

А так пробуйте. У меня тоже не сразу получилось. Надо приноровиться, потом хорошо травится
 

SkyFOX

★✩✩✩✩✩✩
26 Дек 2019
8
15
Перед нанесением трафарета плату обязательно нужно отшкурить и желательно обезжирить, иначе окислы просто не дадут протравиться плате
 
  • Лойс +1
Реакции: Shalom

Randlman

✩✩✩✩✩✩✩
27 Дек 2019
5
3
1. Чтобы не отваливались дорожки, нужно хорошо продавливать бумагу ребром утюга.
2. Чем старше перекись, тем хуже работает. Побробуйте взять свежую.
3. Медь при травлении довольно долго покрывает всю поверхность текстолита, только под конец появляются "проталины", скорее всего вам показалось, что медь не уходит, + раствор зеленеет = медь расстворяется.
3. С нагревом аккуратнее. У меня с ~ 15% перекисью расствор сам закипел только успел накрыть, да в воду поставить, выделился газ, возможно хлороводород (глаза щипало когда умывался).

Поменяете перекись, попробуйте по тому же рецепту, только пузырьки с меди кисточкой убирайте. Изначально можно подогреть раствор (не сильно). Если кусок текстолита больше 5*5см, то приготовьте тарелку с прохладной водой, сильно забурлит-поставите емкость с расствором в воду. Рассвор при бурлении греется.

А так пробуйте. У меня тоже не сразу получилось. Надо приноровиться, потом хорошо травится
Перед нанесением трафарета плату обязательно нужно отшкурить и желательно обезжирить, иначе окислы просто не дадут протравиться плате
Все делал, даже переделывал. Попробую купить хлорное железо и ним попробовать
 

Arhat109

★★★✩✩✩✩
9 Июн 2019
397
150
Всю жизнь травлю хлорным железом. Ладно бы, понимаю как во времена СССР - попробуй достань! Лежит практически на каждом углу...
 

Randlman

✩✩✩✩✩✩✩
27 Дек 2019
5
3
Всю жизнь травлю хлорным железом. Ладно бы, понимаю как во времена СССР - попробуй достань! Лежит практически на каждом углу...
Я просто слышал, что пахнет нехорошо и если капнет куда - то все. В городе у себя не нашел, заказал вот в интернете. Попробую как он. У меня вопрос: если вы травите давно, то можете посоветовать рецепт в каких пропорциях разводить? Видел, что разводят 25 гр на 100 мл теплой воды.
 
  • Лойс +1
Реакции: Shalom

Wan-Derer

★★★★★✩✩
Команда форума
31 Июл 2018
1,491
319
Москва
wan-derer.ru
@Randlman, Запах обыкновенный, пахнет ржавчиной :)
Чтобы что-то уделать, надо быть очень неаккуратным.
Разводить по цвету - как крепкий чай.
Травить лучше в тёплой воде.
Раствор можно хранить и использовать многократно.
 
  • Лойс +1
Реакции: Randlman и Shalom

Arhat109

★★★✩✩✩✩
9 Июн 2019
397
150
@Randlman, на упаковках, как правило указано сколько чего и куда. Травлю давно .. в общем-то "на глаз". :)
Из рекомендаций (из опыта)
1. Травить желательно в отдельно взятом помещении, я это делаю в туалете (есть принудительная вытяжка), на балконе (погода если позволяет) и т.д. Так меньше шансов пролить раствор на что-то ценное и "надышаться".
2. Емкость для травления (от старых фото-ванночек до "что попало под руку"). Главное чтобы пластик. Но .. можно взять полиэтиленовый пакет (не дырявый!), а лучше 2шт "пакет в пакет" и травить даже в нем, воткнув его во что-то не подходящее.. (железное ведро к примеру).
3. Кстати, если емкость для травления саму поставить в такой пакет - шанс пролить раствор на полировку древнего мебельного шкафа упадет почти до нуля. :)
4. Раствор развожу до насыщенного цвета (оранжевый, светло-коричневый .. фиг знает, у меня цветоделение сбито) .. и слегка подогреваю, или навожу в горячей воде (ок 40* - по руке). Так травление идет быстрее. Холодный раствор, в прохладной комнате (остывает быстро) ставлю на батарею. Вот тут можно и пролить легко, приходится охранять и отгонять разных любопытных, детишек и просто кошек.
5. Плата перед нанесением рисунка - обязательно обезжиривается и шкурится нулевкой. После чего снова обезжиривается. Дальше - медь руками НЕ ТРОГАТЬ!
6. ЛУТ: рисунок переносится лазерником (зеркально) на бумагу. Очень хорошо подходит "вощенная" бумага, например от "самоклейки". Печатать на вощенную сторону. В этом случае, утюгом тонер переносится "без остатка" в прямом смысле - на бумаге не остается даже следов, можно использовать повторно. Раньше рисунок переносился ручками и спец. шариковым стержнем со спец. краской.. :)
7. Ещё раз: если бумагу приходится "снимать", то делаю это под струей теплой воды, зубной щеткой, зубочисткой, теркой или чем ещё .. стараюсь плату руками не трогать ..
8. Наводим раствор, кладем плату и .. сразу видим как изменяется цвет меди - поехало!
9. Время травления нормальным раствором, меди "средней толщины" (типовой) - около 15-30минут, в зависимости от толщины, крутости раствора и его температуры.
10. плату непрерывно покачиваю, дабы раствор не застаивался на одном месте. Каждые 0.5 - 1.5мин плата "переворачивается" в любом из направлений. Заодно и проверяется как идет процесс. Руками - не трогать! Кисточки, пинцет (пластик!), зубная щетка и пр. - в помощь.
11. Если травление явно замедлилось - "раствор кончился". Как доп. симптом - хлопья осадка в растворе.
12. Окончание травления. Тут как правило, процесс идет достаточно быстро и как только закончилось травление основного слоя начинается .. подтрав дорожек. Надо быть очень аккуратным, особенно когда травишь дороги 0.2мм шириной (ЛУТ - позволяет! см. мои примеры в теме "Ардуино как Лего" или где-то там рядом..). Хорошее освещение, лупа и пр. - в помощь.
13. Как только решили что хватит - плату сразу под кран с водой - промывка. Тщательно. Мало воды не бывает.
14. Остаток раствора можно слить в ПЭТ и пользовать ещё раз. Или дополнять пока не надоест .. можно попытаться выудить из него медь, если "жаба душит" .. :)
15. Промытая плата СРАЗУ же должна быть заизолирована от воздуха. Жидкий раствор канифоли + кисточка - в помощь. :)
16. Далее лудим, сверлим или наоборот .. паяем, проверяем, красим и т.д. Кому что нравится.
Надеюсь доходчиво.

P.S. Раствор попавший на руки - оставляет хим. ожоги, как правило проходят сами, особенно если сразу смыть. Раствор попавший на одежду оставляет на ней хим. дырки. Можно заметить не сразу .. как правило "после стирки". :)

P.P.S. Ещё.
1. Чем "круче" раствор и теплее - тем быстрее идет процесс, но тем выше шанс получить "подтрав" дорожек. Все равно, где-то раньше, где-то чуть позже.
2. Если травление с концов идет шустрее чем в середине, значит "качание", "помешивание" идет недостаточное. Раствор над платой выгорает быстрее, ибо его сменяемость хуже. Помогает "переворот" - вытаскиваем плату и кладем ИНАЧЕ, в т.ч к верху другой стороной, даже если травим односторонку.
3. Если на плате много снимаемой меди (напр. второй слой односторонки), то её лучше "закрасить" и не расходовать раствор зазря.. дизайн платы, мать его.
Вспомню, отредактирую ещё.. ;)

Блин, не то залил .. оставлю в миниатюрах.
 

Вложения

Последнее редактирование:
  • Лойс +1
Реакции: Randlman

Randlman

✩✩✩✩✩✩✩
27 Дек 2019
5
3
Вообщем, купил хлорное железо, кинул туда плату и о чудо, Она протравилась! Спасибо людям выше за подсказки и советы!
 
  • Лойс +1
Реакции: Shalom и Arhat109