@All_VAN, по-моему, Вы придумываете несуществующие ограничения, я так понимаю, чтобы сильнее запутать помогающих, ну и себя.
То, что солнце встало в принципе - не требует никакого наведения. Это абсолютно точно "диагностируется" по общей яркости, которая даже для элемента, направленного в тёмный лес, будет от ночного режима отличаться в сотни раз (при использовании не абсолютного, а относительного сравнения).
Если между кораблём и солнцем стоит гора, это не отменяет того, что самая яркая точка будет в этом азимутальном секторе, просто нужно определить угол подъёма элемента, а это - достаточно быстрая процедура. Выискивать "блох" в виде пары процентов более яркого света от атмосферных явлений с другого направления - это как раз то, что Вы называете "садить батареи".
Термин "достаточности" уже давно решён: аккумуляторы заряжаются группами так, что даже при сильной облачности хоть одна группа аккумуляторов да заряжается, при этом остальные - могут питать нагрузку.
Да, остался ещё вопрос "перегрузки" детекторов света. Калибровать их нужно будет в любом случае, в качестве максимального стоит выбрать силу света, при которой происходит наиболее эффективная работа солнечных батарей. Если найдено направление с такой силой света, то дальше искать бессмысленно. Возможно, при достаточном освещении один из маленьких солнечных элементиков стоит выделить на полное сканирование всего неба для определения максимальной освещённости. Но! Этот процесс запустить тогда, когда уже заряжаются основные аккумуляторы!